Индекс потребительских настроений в США в июне снизился до 82,7 пт, ужаснее ожиданий

Мировые цены на нефть поменялись на данных о запасах сырья в США

Таиланд вышел из игры - шансы Екатеринбурга на ЭКСПО растут

Белоруссия на пути к девальвации

Во вторник Лукашенко провел еще одно экстренное совещание с правительственными чиновниками. Дискуссировалась основная неувязка белорусской экономики - обвальное понижение белорусского экспорта, сначала продукции машиностроения. «Факт есть факт - рост складских запасов налицо. Хотелось бы услышать - это так? Также хотелось бы услышать о количественном росте и финансовом, ежели он есть», - вопрошал глава Белоруссии чиновников. Чиновники отводили глаза и смотрели в стол.

Волноваться белорусскому президенту есть из-за что. Запасы готовой промышленной продукции продукции годом ранее составляли 50% годового промпроизводства, а в апреле 2013 - уже 82% (данные Белстата). Экспорт белорусских вкладывательных продуктов, и сначала продукции машиностроения, с начала года сократился по сопоставлению с аналогичным периодом прошедшего года просто чертовски., в январе-апреле 2013-го экспорт белорусских продуктов составил $1,28 миллиардов, сократившись в сопоставлении с этим же периодом 2012 года на 22,8%. При этом посильнее всего свалился экспорт гордости белорусского машиностроения - тракторов и грузовиков. В январе-апреле Белоруссия поставила за предел 2230 грузовых каров (на 49,1% меньше, чем за этот же период прошедшего года) на $295,3 млн (понижение в валютном выражении на 44,6%). Также было экспортировано 23,9 тыс. тракторов и седельных тягачей (на 21,5% меньше по сопоставлению с аналогичным периодом прошедшего года), в валютном выражении экспорт сократился на 22,4%. Поставки на экспорт иной сельхозтехники в физическом выражении сократились на 12,4%, в валютном - на 16,2% до $133,2 млн.

Беря во внимание, что Белоруссия не может заполнять бюджет за счет экспорта нужных ископаемых (не считая хлористого калия, который дает только 5-7% поступлений в бюджет), обвал экспорта продукции машиностроения может оказаться фатальным для белорусских муниципальных денег.

Заполняют склады неликвидом не только лишь машиностроители. Наибольшее соотношение запасов готовой продукции и среднемесячного размера производства сложилось по отраслям: «Создание кожи, изделий из кожи и обуви» (275,2%), «Текстильное и швейное создание» (205%), «Создание машин и оборудования» (221,3%). Это значит, что производители могут не работать по несколько месяцев, просто распродавая складские запасы.

Белорусские компании продолжают выпускать невостребованную продукцию, затоваривая склады. Остановить создание муниципальные компании не могут без специального разрешения Совета министров. Как итог, нераспроданные запасы «вымывают» оборотные средства компаний.

Любопытно, что в равной мере падает белорусский экспорт как в Россию, так и в ЕС. Так, за I квартал 2013 года товарооборот Белоруссии со странами Евросоюза свалился на 26% (рост за этот же период прошедшего года - на 60,2%). Белорусский экспорт уменьшился на 42,2%, а импорт из ЕС, напротив, вырос на 26,1%.

Белорусские чиновники экономического блока разъясняют понижение экспорта падением спроса на русском рынке.

Так, зампредседателя Белорусской научно-промышленной ассоциации Жора Гриц лицезреет предпосылки понижения экспорта белорусской сельхозтехники в том, что Наша родина начала активно поддерживать собственных производителей. Что касается грузовых каров, то препядствия с их сбытом соединены с введением в Рф новейшего экологического эталона Евро-4.

«Еще одна причина понижения белорусского экспорта, наиболее общественная, - вступление Рф в ВТО, что привело к ужесточению конкуренции на русском рынке», - считает Гриц.

Вообщем, Лукашенко уверен, что вступление Рф в ВТО не оправдывает понижение белорусского экспорта. Обращаясь к председателю Совмина Белоруссии Мише Мясниковичу, Лукашенко произнес: «Так кто, Миша Владимирович, наш партнер основной по экспорту наших товаров?». Мясникович ответил: «Основной наш партнер - Русская Федерация». «А Евросоюз?», - поинтересовался Лукашенко. «Евросоюз - да, мы увеличиваем равномерно эти объёмы. Пропорция на данный момент близка к 50/50: страны СНГ, Евросоюз и далекое зарубежье».

«Итак вот Евросоюз сейчас занимает этот же удельный вес по экспорту, что и Наша родина, - констатировал Лукашенко. - Но что, Евросоюз вчера вступил в ВТО? Но мы туда продавали продукции, конкурируя, - столько же, сколько продавали в Россию. Вот и все ваши причины и ссылки на ВТО русское. Гоним объемы, увеличивая тем склады. Это факт? Это факт».

По свидетельству работников МАЗа, Минского тракторного завода (МТЗ), «Гомсельмаша», местности заводов плотно заставлены тыщами единиц нераспроданной техники. Эти свидетельства подтверждаются и фоторепортажами независящих СМИ.
Представители белорусских компаний категорически отрешаются дискуссировать с журналистами все, что соединено с затовариванием складов. Обычный ответ, который получал журналист «Газеты.Ru» в дирекциях, - «Обращайтесь в профильное министерство, для вас там все скажут» либо «У нас все отлично, но комментировать ничего не будем».

В неофициальных беседах сотрудники МТЗ признают: «Так плохо не было даже в 2009-м, когда тоже не много кто брал белорусские тракторы. Тогда и склад был полон, но позже как-то все рассосалось. В 2010-м отправь дешевенькие кредиты, потому что тракторы отдавали по себестоимости. А в 2011-м была девальвация, зарплаты резко свалились, но подешевели и трактора, и их быстро раскупили. А с середины 2012-го мы снова их накапливаем».

В свою очередь, источники у производителя сельхозтехники «Лидагропроммаш» поведали: «Есть две предпосылки затоваривания складов. 1-ая - наша техника очень дорога даже для русских покупателей. Они предпочитают брать в лизинг европейские и южноамериканские комбайны - те себя скорее окупают и изредка ломаются, не простаивают. 2-ая причина - изменение учетной политики. С начала этого года налоги нам начисляют не по реализации продукции, а по ее отгрузке. Понятно, что предприятию без гарантированной оплаты невыгодно отгружать продукцию со складов. А оплату могут задержать и на год».

Затоваривание складов - обычный признак кризиса перепроизводства продукции. Для выхода из ситуации по классике рыночной экономики нужно понизить объемы производства, цены и/либо девальвировать национальную валюту.

Невзирая на административные усилия белорусского совмина по сдерживанию спада, промпроизводство в стране с начала 2013 года начало сокращаться (-1,7% за 4 месяца к аналогичному периоду прошедшего года).

А задолженность компаний начала резко расти (34% на 1 апреля к прошлогоднему 1 апреля при росте цен на промпродукцию на 18%).

Сальдо наружной торговли Белоруссии ушло в отрицательную зону (-$1,01 миллиардов. за 4 месяца 2013 года). Годом ранее оно было положительным (+$1,3 миллиардов). Огромную роль в этом падении сыграл отказ от схемы растворителей при реэкспорте русской нефти. Но не так давно русский центробанк выступил с заявлением, которое дозволяет считать, что до трети белорусского экспорта продуктов вообщем носит фиктивный нрав и обслуживает отток русского капитала за границу. В связи с чем денежное положение страны может оказаться существенно ужаснее, чем следует из официальных характеристик.

Белорусские экономисты указывают, что падение товарооборота с Евросоюзом и Россией может вынудить правительство девальвировать национальную валюту. Что стращает белорусское управление призраком недавнего кризиса 2011 года, когда белорусский рубль обесценился втрое.

Белорусский экономист, замглавы Объединенной гражданской партии Лев Марголин припоминает, что сокращение экспорта приводит к недостатку платежного баланса. Для покрытия этого недостатка нужна валюта, которую можно получить либо в кредит, либо средством приватизации больших активов (на что белорусские власти не пойдут). Остается девальвация. «Разгрузить склады авто либо тракторного заводов без сурового понижения цены не получится, а понизить ее можно лишь в случае резкого падения курса белорусского рубля», - резюмирует Лев Марголин.





Состояние прοмышленнοсти, развитие прοизводства, эκонοмиκа и финансы. © Blagosklonno.ru