В пятницу Reuters сказало, что жд операторы Globaltrans и НТС ведут переговоры о слиянии. По данным агентства, стороны вступили в диалог несколько месяцев назад, но пока не могут сойтись в стоимости. Один из источников говорит, что в крайний месяц переговоры опять перебежали в активную стадию. В воскресенье Globaltrans опроверг эту информацию. Источники «Ъ», близкие к операторам, пояснили, что «на уровне идеи» слияние вправду дискуссировалось в конце 2012 года, в зимнюю пору рассматривались схемы. «Эффект от сделки мог бы получиться неплохой»,-- считает один из участников переговоров. По его словам, более вероятной была схема, при которой Globaltrans покупает НТС. Но стороны «категорически» не сошлись в стоимости и «разговор вышел маленький». По словам собеседника «Ъ», акционеры НТС оценивают компанию в $1,2 миллиардов, но обладатели Globaltrans не готовы были платить больше $750-800 млн. Сама Globaltrans на данный момент стоит на бирже $1,8 миллиардов.
Очередной источник, близкий к Globaltrans, добавил, что на данный момент компании дискуссируют технологическое объединение парков на отдельных маршрутах. «Но это всераспространенная рыночная практика. Видимо, СМИ приняли совещание по данной теме за новейший раунд переговоров по слиянию»,-- объяснил собеседник «Ъ».
НТС - 3-ий по размеру парка жд оператор Рф. В его управлении, по данным на начало года, было 64,1 тыс. вагонов. Скорректированная выручка НТС за девять месяцев 2012 года составила 33,6 миллиардов руб., EBITDA - 13,5 миллиардов руб., прибыль - 5,8 миллиардов руб. Незапятнанный долг компании составлял 41,6 миллиардов руб. 67,5% акций оператора принадлежит братьям Вячеславу и Вадиму Аминовым, 22,5% - члену совета директоров Алексею Лихтенфельду, 10% - гендиректору Александру Тертычному.
У Globaltrans общий парк из 61,9 тыс. вагонов. Выручка в 2012 году составила $2,1 миллиардов, незапятнанная прибыль - $311,6 млн. Незапятнанный долг компании за год возрос с $258 млн до $897 млн. Обладатели холдинга «Н-Транс» Константин Николаев, Никита Мишин и Андрей Филатов с марта контролируют по 11,5% от акционерного капитала Globaltrans. Менеджменту Globaltrans через Envesta Investment принадлежит около 9% оператора. Размер акций в вольном обращении - порядка 55%.
НТС в январе объявил о проведении IPO в первом полугодии, но позже отложил выход на биржу из-за нехороший конъюнктуры рынка. «Диалог с Globaltrans шел параллельно»,-- объясняют источники «Ъ». Акционеры НТС вели также переговоры с Русским фондом прямых инвестиций (см. "Ъ" от 20 февраля). По словам источника «Ъ», на Английской бирже, исходя из подготовительного общения с инвесторами, НТС в рамках IPO могли оценить на уровне $900 млн, да и это не устроило хозяев оператора (новейшие сроки размещения не определены). Если б стороны договорились о слиянии, единый оператор по размеру парка (около 130 тыс. вагонов) приблизился бы к Федеральной грузовой компании, принадлежащей РЖД (наиболее 160 тыс. вагонов). «Может быть, мы и вернемся к разговору, когда рынок расставит все по своим местам. Идея-то в целом верная»,-- говорит «Ъ» источник в Globaltrans.
Но участники рынка считают, что Globaltrans и НТС в принципе трудно договориться о слиянии. «Братья Аминовы - непростые люди, а посреди акционеров Globaltrans по-прежнему есть разногласия по вопросцу предстоящего развития компании»,-- считает один из собеседников «Ъ». По мнению главы «Infoline-аналитики» Миши Бурмистрова, в слиянии больше заинтересован НТС, так как у него большой долг, который трудно обслуживать в критериях сегодняшнего падающего рынка.
Евгений Тимошинов
Состояние прοмышленнοсти, развитие прοизводства, эκонοмиκа и финансы. © Blagosklonno.ru