ФАС завела дело о картельном сговоре в отношении компании "Российское море"

Наша родина и Евросоюз сумеют договориться по поводу газопровода OPAL

Повторный пуск реактора "Мондзю" в Стране восходящего солнца отложен

Газовому рынку подберут новейший движок

В русской экономике возникла новенькая государственная мысль - развитие газомоторного транспорта. Это уже как минимум 3-я попытка перевести автопарк страны на газ. На данный момент проект активно лоббируют как газовики, так и автозаводы. 1-ые, пропустив «сланцевую революцию», боятся отстать от еще одного мирового тренда, 2-ые надеются при помощи масштабных госзакупок поддержать падающие реализации. Но проект может состояться лишь при условии масштабных инвестиций на уровне 350 миллиардов руб. до 2020 года в создание сети газовых заправок, а для газовых компаний сурового доп внутреннего рынка не создаст.

Весеннее обострение

Тема развития газомоторного горючего нежданно стала одной из самых актуальных как для русских автопроизводителей, так и для газовых компаний. Официально все началось 9 апреля: тогда в Нижнем Новгороде на совещании о мерах стимулирования русского автопрома главы больших российских автоконцернов поведали о необходимости развития газомоторного транспорта премьеру Дмитрию Медведеву. Они в один глас говорили о плюсах газомоторных каров (в основном о их экономичности и экологичности) и выделили, что перевод транспорта на газ «претендует на роль государственной идеи».

Прошло чуток больше месяца, и значимость развития газомоторной техники выделил президент Владимир Путин. Он заявил, что энтузиазм покупателей к карам на газе необходимо увеличивать через «систему разных льгот и преференций». 14 мая было размещено распоряжение премьера, в согласовании с которым к 2020 году до 50% парка публичного транспорта и дорожно-коммунальной техники в городах-миллионниках обязано быть переведено на газомоторное горючее. Чтоб добиться этих характеристик, правительство поручило профильным министерствам в сжатые сроки приготовить предложения по субсидированию перевода на газ автобусов, коммунальной и сельскохозяйственной техники, также по понижению ставок таможенных пошлин на составляющие для газомоторной техники. Регионам рекомендовали понизить либо даже обнулить ставки транспортного налога для газомоторного транспорта.

По данным Государственной газомоторной ассоциации, на данный момент в Рф 86 тыс. газомоторных каров, другими словами около 0,2% от всего парка. Завышенное внимание к теме газомоторного транспорта, которая в вялотекущем режиме дискуссируется уже не одно десятилетие, вызвало, по наименьшей мере, удивление у почти всех участников рынка. В СССР предпринимались как минимум две пробы перевести значительную долю транспортного парка на газ - крайний раз власти думали о этом в 1970-1980-е годы, когда дебит нефтяных месторождений начал падать из-за активной добычи. К теме ворачивались в 1990-е и в начале--середине 2000-х, но без особенных последствий. Сегоднящая активизация произошла сначала 2012 года, но поначалу «в общественное поле не выливалась, работа велась на уровне лоббизма»,-- молвят источники «Ъ». «Инициатива исходила от “Газпрома”, который чрезвычайно озаботился расширением внутреннего рынка»,-- говорит один из собеседников «Ъ». Он добавляет, что «опосля сланцевой революции пропустить вторую основную мировую тенденцию было просто нельзя».

Програмку в один глас поддержали все наикрупнейшие отечественные автозаводы. Они все молвят о «массивном комплексом эффекте развития газомоторного транспорта» для русской экономики, который даст топливным компаниям новейший рынок сбыта и поддержит реализации российских каров. Основными лоббистами стали группа ГАЗ и КамАЗ.

При реализации масштабной программы перехода на газ, подсчитали на КамАЗе, к 2020 году количество грузовиков на газомоторном горючем может добиться в Рф 500 тыс. штук, а автобусов - 400 тыс. «При переводе публичного транспорта и коммунальной техники на газ речь, сначала, идет не о установке газомоторного оборудования на старенькую технику, так как это трудно и довольно недешево, а о закупках новейших каров»,-- уточняет источник «Ъ» посреди автопроизводителей. Он подчеркивает, что «масштабные городские закупки могут серьезно поддержать реализации на фоне падения спроса на авто, в том числе на коммерческий транспорт».

По оценкам КамАЗа, при базисном сценарии развития газомоторного транспорта к 2020 году толика газомоторных автобусов может добиться 10% от общего размера рынка, который будет на уровне 109 тыс. штук. Размер продаж машин на газе посреди грузовиков массой 14-40 т тоже будет составлять 10%, при рынке в 140 тыс. машин. При всем этом в 2014-2015 годах толика газовых автобусов будет на уровне 3%, при объеме рынка 81-84 тыс. машин, а грузовиков - 0,9-1,5%, при рынке в 145 тыс. каров. Но масштабный перевод парка на газ неосуществим без сотворения развитой сети газомоторных заправок, развивать которые собирается, сначала, «Газпром».

Тяжкий метан

Прошлые пробы перевода автотранспорта на газомоторное горючее были соединены с внедрением пропан-бутановых консистенций. Пропан-бутан заправляется в баллоны и доставляется на заправки транспортом, кроме каров он также употребляется в коммунальном хозяйстве. По оценке заместителя председателя правления СИБУРа Кирилла Шамалова, в Рф на данный момент насчитывается практически 3 тыс. пропан-бутановых заправок, а парк машин, использующих его в качестве горючего, составляет около 1,4 млн единиц. Но майское распоряжение правительства направленно на внедрение в качестве моторного горючего сжатого метана (КПГ, компримированный природный газ), который поступает на компрессорные станции - заправки по трубопроводам.

О планах внедрять КПГ в качестве моторного горючего «Газпром» говорит много лет. Компания для развития этого направления - «Газпром газомоторное горючее» была сотворена еще в 2006 году. Но до конца 2012 года этот бизнес оставался в ведении компании «Газпром газэнергосеть», которая занимается реализацией сжиженных углеводородов (СУГ), в том числе пропан-бутана. Только в декабре 2012 года «Газпром» объявил, что все активы для развития газомоторного рынка передаются в «Газпром газомоторное горючее». Совет директоров компании возглавил Сергей Фурсенко, а генеральным директором стал председатель совета директоров «Газпрома» Виктор Зубков, активно продвигающий данную тему на всех отраслевых конференциях. Посреди марта 50% компании получил Газпромбанк, который будет отчасти финансировать проект.

В конце мая в эфире телеканала «Наша родина 24», объясняя причину активизации «Газпрома» на этом направлении, Виктор Зубков признал, что за крайние 10 лет мировой парк каров, использующих КПГ в качестве моторного горючего, вырос в 12 раз и превысил 17 млн авто, а «мы фактически за все эти годы никуда не продвинулись». Неувязка, объяснил топ-менеджер, в складе ума россиян, которые боятся взрыва газового баллона в машине. Такие случаи бывают, объяснил государь Зубков, но бензиновые машинки тоже загораются, и это никого не восхищает. Газовый баллон в машине безопасен, «ежели все делать верно», произнес он, добавив, что развитию рынка также мешает отсутствие муниципальных мер стимулирования. Источники «Ъ» в отрасли считают, что «Газпром» мог достигнуть стимулирующих мер и ранее, просто на данный момент в компании стали бояться обвинений, что она на фоне падения экспорта в Европу и сокращения продаж в РФ проспала еще одну революцию прямо за сланцевой.

Программа «Газпрома» по развитию газомоторного горючего до 2030 года оценивается в 260 миллиардов руб. Финансировать ее планируется из собственных средств, кредитов и региональных бюджетов. Компания планирует сначала расширять сеть авто газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС) для реализации КПГ. По данным источников «Ъ» посреди автопроизводителей, для обслуживания 20% парка потребуются еще инвестиции в размере около 360 миллиардов руб. (подробнее см. таблицу). «Но пока непонятно, кто конкретно будет вкладывать такие средства, беря во внимание, что быстро подобные инвестиции не окупятся»,-- говорит один из собеседников «Ъ».

На данный момент в Рф действуют 246 станций для заправки КПГ, мощностью 2 миллиардов кубометров, из их «Газпрому» принадлежат 210. При всем этом в 2012 году в Рф было реализовано всего 390 млн кубометров газа в виде КПГ. В «Газпроме» признают, что их станции загружены только на 17%, но в компании рассчитывают довести загрузку до 45-50%. Площадками для строительства новейших станций могут стать в том числе заправки «Газпром нефти», которых у нее наиболее 2 тыс. Более многообещающими регионами именуют Москву, Петербург с областями и Татарстан.

Но даже ежели «Газпрому» получится загрузить все свои действующие станции и довести продажу КПГ хотя бы до 2 миллиардов кубометров, это все равно не приведет для него к существенному расширению внутреннего рынка (460 миллиардов кубометров в 2012 году) и росту прибыли, молвят собеседники «Ъ». К примеру, «Газпром газэнергосеть», которая реализует в Рф около 350 млн кубометров в виде КПГ, в 2011 году выручила от реализации газа 24,5 миллиардов руб. Даже при росте сбыта в 6 раз это даст менее 3-4% от общей выручки «Газпрома» по РСБУ за 2012 год.

Не считая того, на рынке газомоторного горючего в Рф «Газпром» может столкнуться с конкурентнстью со стороны независящих производителей. О планах развивать это направление уже объявила «Роснефть». К примеру, «Российские машинки» (в корпорацию заходит группа ГАЗ) сделали СП с «Роснефтью» по производству модулей для газомоторных заправок. Гендиректор «Российских машин» Манфред Айбек сказал «Ъ», что заправочные станции начнут оснащаться модулями, которые производит компания, уже «до конца этого года». «На данный момент мы принимаем решение по производственной площадке, не исключено, что это будет не greenfield, а brownfield, к примеру, на базе 1-го из компаний “Российских машин”»,-- объяснил государь Айбек. «На данный момент в стране всего 26 тыс. АЗС, ежели порядка 15% от этого количества будет оборудована КПГ, можно говорить о развитой инфраструктуре»,-- говорят в «Российских машинках».

Но «Газпром» рассчитывает осуществлять торговлю КПГ и на наружных рынках, сначала в Европе. Монополии уже принадлежит по 6 АГНКС в Германии и Чехии, к 2015 году рытья планирует прирастить их число в каждой из государств до 15. Текущий спрос в Европе на газ как моторное горючее в «Газпроме» оценивают приблизительно в 5 миллиардов кубометров. Там ждут, что к 2030 году он вырастет до 40 миллиардов кубометров и будет употребляться в большей степени в виде сжиженного природного газа (СПГ). Виктор Зубков говорил, что «Газпром» будет внедрять СПГ как моторное горючее и в Рф, но позднее, потому что сжатый метан ввести проще, хотя и с ним есть задачи, сначала с объемом производимых в стране баллонов для транспорта.

Кроме торговли СПГ для авто транспорта, «Газпром» планирует продавать его и как бункеровочное горючее (изучается возможность его использования и на жд транспорте, в ряде государств СПГ рассматривается как перспективное горючее для авиации), в том числе и русским судовладельцам, а именно группе «Сумма» и «Совкомфлоту». Еще одним многообещающим рынком для газомоторного горючего «Газпрома» может стать АТР. По оценке Татьяны Митровой, главы отдела развития нефтегазового сектора Рф Института энергетических стратегий РАН, мировой спрос на газ в транспортном секторе к 2040 году может вырасти до 85-110 миллиардов кубометров с 30 миллиардов в 2010 году. При всем этом около половины спроса придется конкретно на АТР. «Газпром» уже торопится на эти рынки. В мае компания подписала с вьетнамской Petrovietnam меморандум по газомоторному горючему.

В Рф, считает госпожа Митрова, при текущей стоимости на нефть КПГ может получить распространение на личном транспорте, лишь ежели потребители не будут сами платить за переоборудование собственных машин. Но даже в данном случае прямой конкуренции с нефтью не получится. Она возможна лишь при использовании технологии «газ в жидкость» (GTL, Gas-to-liquids), где конечным продуктом являются бензин и дизтопливо, подобные по качеству топливам из нефти. Но издержки на создание такового синтетического горючего пока очень значительны и нерентабельны.

Егор Попов, Миша Серов, Ольга Мордюшенко, Яна Рождественская





Состояние прοмышленнοсти, развитие прοизводства, эκонοмиκа и финансы. © Blagosklonno.ru