Инвесторов спустят в метро

Незапятнанная прибыль МТС в I квартале свалилась на 16,9%

FESCO откажется от выплаты дивидендов в среднесрочной перспективе

"Роснефть" разольют по вагонам

Как и подразумевал «Ъ», «Роснефть» объявила тендеры на жд транспортировку собственных грузов. Операторам предложено за девять месяцев вывезти практически 22,5 млн т нефти и нефтепродуктов, общественная сумма контрактов - практически $1 миллиардов. «Роснефть» ввела ограничения по размерам, на которые может претендовать один участник тендера,-- менее 8,2 млн т. При всем этом каждый лот планируется разделять меж 2-мя операторами в пропорции 70% к 30%. Специалисты считают логичным ограничение по общему размеру, но задумываются, что по отдельным лотам эффективнее было бы отдавать 100% грузов одному игроку.
«Роснефть» объявила запрос цен на экспедирование около 22,5 млн т ее нефтеналивных грузов жд транспортом. Выставлено 13 лотов, заявки принимаются до 10 июня. Общественная сумма контрактов - около 27 миллиардов руб. Это будут девятимесячные контракты: с 1 июля 2013 года до 31 марта 2014 года. Заказчик - ЗАО «РН-транс».

О том, что «Роснефть» перейдет с заключения прямых соглашений с жд операторами на тендерную систему, «Ъ» писал 30 апреля. Тогда источники говорили, что контракты будут заключаться или на девять месяцев, или на год, а их сумма может составить около 13 миллиардов руб. В эту сумму оценивалась лишь вагонная составляющая, пояснили вчера источники «Ъ», а в размещенных критериях тендера учитывается также тариф порожнего пробега. «Ежели груженый тариф грузоотправитель платит впрямую РЖД, то порожний - оператору, у которого остается возможность для оптимизации»,-- объяснил «Ъ» один из претендентов на объемы «Роснефти».

Самые большие лоты - это объемы Ачинского НПЗ (наиболее 5 млн т), вывоз нефтяных грузов со станций «Суховская» и «Суховская Южная» в Иркутской области (5,4 млн т, рядом размещено Верхнечонское месторождение). Увлекателен также сдвоенный лот по станциям Уяр Красноярской стальной дороги и Дземги на Далеком Востоке - в общей трудности 5,28 млн т нефти и черных нефтепродуктов. Вывоз со станции Дземги 2,57 млн т светлых нефтепродуктов выделен в отдельный лот. Наиболее 2,2 млн т нефтегрузов операторам дают вывезти с Самарской группы НПЗ.

Условия торгов подразумевают, что каждый лот будет разбиваться меж 2-мя претендентами. 70% размеров получит оператор, предложивший меньшую стоимость, 30% - тот, кто займет 2-ое место по результатам оценки оферт. При всем этом «Роснефть» ввела ограничения по общим размерам, которые может получить один оператор: менее 8,2 млн т, другими словами около 30%.

Основными партнерами «Роснефти» по транспортировке ее нефтеналивных грузов на данный момент являются 1-ая грузовая компания (ПГК), «Трансойл» и «Нефтетранссервис» (НТС). Они все подтверждают, что изучают условия тендеров и готовы будут представить свои оферты до 10 июня. Источники отмечают при всем этом, что большие операторы, скорее всего, будут заявляться на большая часть симпатичных лотов. Посреди остальных претендентов, которые активно интересуются тендерами, источники именуют «СГ-транс», «ISR транс» и «Совфрахт». Источник, близкий к «СГ-трансу», подтвердил, что компания готовится к тендеру.

Стартовые цены, на 1-ый взор, заявлены рыночные, молвят опрошенные «Ъ» претенденты. Некие маленькие операторы отмечают маленький срок подачи заявок. У ряда претендентов вызвали вопросцы ограничения по наибольшим размерам. К примеру, ПГК на данный момент обслуживает в общей трудности около 40% грузов «Роснефти», по отдельным площадкам толика доходит до 90%, а по иным компания представлена некординально. Но выходит, что на сегодняшних критериях с «Роснефтью» ПГК работать уже не сумеет. Идентичные трудности могут появиться и у остальных больших партнеров «Роснефти».

«Опыт по ограничению толики операторов “Роснефть”, видимо, переняла у не так давно купленной ТНК-ВР. Там было негласное правило - больше трети размеров ни одному из операторов не отдавать»,-- отмечает один из участников рынка. ТНК-ВР проводит такие тендеры с 2010 года. По данным на первую половину 2012 года, основными партнерами компании были ПГК, НТС, «Балттранссервис» (Globaltrans), «Транс-синергия» (Rail Garant). Объемы ТНК-BP на торги пока не выставляются (есть действующие контракты). Владимир Савчук из Института заморочек естественных монополий отмечает, что для операторов ограничения в виде 70% грузов определенной производственной площадки понижают привлекательность торгов. «Эффективнее даже исходя из убеждений технологии возить 100% грузов определенного НПЗ»,-- отмечает эксперт. Но лоты нарезаны крупно, конкурентнсть меж основными игроками рынка будет суровая, говорит эксперт. С ним согласны и участники жд рынка. Какой-то из них произнес, что «ограничение по общему размеру грузов правильное, но по отдельным площадкам можно было бы 100% перевозок отдавать одному оператору». По мнению собеседника «Ъ», в ряде всевозможных случаев и для «Роснефти» это было бы эффективнее и дешевле.

Евгений Тимошинов





Состояние прοмышленнοсти, развитие прοизводства, эκонοмиκа и финансы. © Blagosklonno.ru