Минэнерго опубликовало проект регламента конкурентноспособного отбора мощности (КОМ) на 2014 год. По итогам публичного обсуждения из начальной версии выпал пункт, по которому отбираемая мощность ГЭС миниатюризируется до уровня, соответственного маловодным годам (см. "Ъ" от 18 апреля). Эта мера обязана была уменьшить мощность ГЭС, продаваемую на рынке, на 8 ГВт и лишить «РусГидро» приблизительно 4 миллиардов руб. доходов. Но чиновники учли замечание «Новосибирскэнергосбыта» о том, что в итоге вырастет стоимость на мощность для потребителей за счет отбора мощности наиболее дорогих генераторов. Пункт был исключен из проекта. «РусГидро» оценивает новейшую версию правил «положительно», пояснили в пресс-службе компании.
На объемы, забираемые у гидроэнергетики, планировали ввести тепловую генерацию. Такое решение принципиально для Сибири (2-ая ценовая зона рынка), где на ГЭС приходится около 50% выработки. Мощность ГЭС отбирается приоритетно, и для тепловой генерации остается не достаточно места, что дает о для себя знать в маловодный год - как в этом году: при низкой водности Енисея, влияющей на работу 2-ух огромнейших ГЭС Рф - Саяно-Шушенской и Красноярской. Когда настоящая мощность ГЭС сильно отклоняется от отобранной, все равно приходится загружать термо станции, в том числе не прошедшие КОМ, чья мощность не оплачивается.
Термо станции, несущие не компенсируемую рынком нагрузку, пополняют собой категорию «принужденных» генераторов, для которых раздельно устанавливается завышенная плата за мощность. Их количество повсевременно растет: ежели в январе 2012 года в принужденном режиме поставлялось 3,5 ГВт мощности, в марте 2013-го - уже 8,7 ГВт. В ряде зон вольного перетока - к примеру, в ЗСП «Чита» - основная генерация существует в статусе принужденной, что значительно увеличивает стоимость на мощность в зоне. Доп объемы мощности, оплачиваемой потребителями на рынке, необходимы как раз для того, чтоб на него могли выйти эти станции.
Сохранение веса ГЭС в КОМ подходящих размеров для вовлечения старенькой генерации не делает. Потому было принято решение сделать его за счет роста резерва - мощности, которая обязана быть наготове, чтоб покрывать колебания употребления и производства. Согласно документу, плановый коэффициент резервирования по ЗСП 2-ой ценовой зоны должен быть повышен на 8%. Резерв наращивает размер спроса на КОМ, тем давая простор для увеличения заявки, и оплачивается всеми потребителями ЗСП. В этом году для Сибири он был установлен на уровне 19% и вырастет практически в полтора раза.
«Вероятнее всего, повышение резерва повысит количество мощности, оплачиваемой через КОМ, с подходящим ростом цены КОМ,-- считает аналитик ТКБ “БНП Париба Инвестмент Партнерс” Руслан Мучипов.-- В итоге финансовая перегрузка на потребителя, может быть, вырастет по сопоставлению с нынешней». В начальном варианте расходы потребителей, возможно, возросли бы меньше, добавляет аналитик. Аналитик Газпромбанка Наталья Порохова отмечает, что этот тариф приблизительно в три раза ниже, что оказывает совокупный эффект скидки с цены мощности для потребителей в среднем на 41%. Уменьшение мощности ГЭС на рынке привело бы к понижению этого эффекта и доп увеличению цены для потребителя - о чем и говорил «Новосибирскэнергосбыт». Сейчас этого не произойдет. Но повышение резерва влечет за собой повышение размера оплачиваемой мощности, а следовательно, и рост конечной цены, которая и так в 2014 году обязана вырасти в Сибири на 20%.
Наталья Скорлыгина
Состояние прοмышленнοсти, развитие прοизводства, эκонοмиκа и финансы. © Blagosklonno.ru