Volkswagen остановил работу завода в пострадавшем от наводнения районе ФРГ

Волгоградский "Химпром" завлекает юные кадры

Добыча газа в РФ за 5 месяцев снизилась на 0,5%, экспорт - на 1,8%

Отток союзного значения

Борьба с ними, анонсированная на почти всех уровнях, пока настоящих результатов не принесла. Управление Таможенного союза, ЦБ, банкиры, Росфинмониторинг и правоохранительные органы списывают ответственность друг на друга. Меж тем подобные схемы действуют и в отношении Казахстана, их масштабы ЦБ пока не открывает.

Официальную оценку размеров вывода капитала из Рф средством фиктивного импорта продуктов из Белоруссии ЦБ привел в размещенном во вторник письме 104-Т «О повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов». Лишь в 2012 году таковым образом было выведено из Рф наиболее $15 миллиардов - это наиболее четверти совокупного незапятнанного оттока капитала из страны. До этого времени масштаб трудности, которая существует уже пару лет, официально не раскрывался. Представители ЦБ только указывали, что так именуемый белорусский синдром во многом заместил другие схемы, ставшие неловкими либо неосуществимыми в итоге действий регуляторов. При этом цифра в $15 миллиардов не учитывает вывод капитала из Рф средством подобных «казахстанских схем». В ЦБ их размер не открывают.

Сущность схемы в том, что русские резиденты переводят средства по внешнеторговым контрактам, по которым «ввоз» продуктов «осуществляется» из Белоруссии и Казахстана, а средства перечисляются на счета «продавцов» в иностранных банках за пределами этих государств. Проверить такие поставки на фиктивность мешает отсутствие таможенного контроля на границах Рф, Белоруссии и Казахстана. В рамках Таможенного союза (ТС) импорт в Россию оформляется не грузовыми таможенными декларациями (достоверность и подлинность которых можно проверить по базе ФТС), а товарно-транспортными накладными (ТТН), не предполагающими контроля таможни.

Фактически, само существование ТС и провоцирует возникновение различных схем. В весеннюю пору 2012 года таможенными службами союза дискуссировалась неувязка «теневых схем по уклонению от уплаты косвенных налогов». В качестве примера приводился вариант отгрузки русским бизнесменом купленного в Казахстане продукта впрямую с местности страны за границу ТС без неотклонимой уплаты НДС в бюджет РФ. При всем этом борьба с ними через ужесточение законодательства идет вразрез с задачками, ради которых этот альянс создавался: упрощение торговли меж странами-участницами.

Делему признают и в руководстве ТС. «Благодаря режиму Таможенного союза наша взаимная торговля в 2011-2012 годах росла значительно скорее наружной и мировой, но, очевидно, постоянно есть участники рынка, которые желали бы злоупотребить сиим режимом»,-- говорит министр по торговле Евразийской экономической комиссии Андрей Слепнев. Потому, считает он, интеграционный проект просит от государственных контрольных служб «наиболее тесноватого и продуктивного взаимодействия, чтоб минимизировать такие злоупотребления».

Пробы такового взаимодействия предпринимались - а именно, русским ЦБ и белорусским нацбанком. Они вели совместную работу над совершенствованием единой белорусской базы ТТН, по которой русским банкам давали инспектировать подлинность накладных. Вообщем, судя по тону письма ЦБ и содержащимся в нем новеньким советам русским банкам по борьбе с белорусскими схемами, приметного результата меры пока не принесли.

Сейчас банкам предлагается перейти на полное информирование Росфинмонторинга обо всех операциях по оплате русскими клиентами поставок продуктов из Белоруссии в пользу контрагентов из остальных юрисдикций - вне зависимости от того, сомнительны эти операции либо нет. Не считая того, им рекомендовано направлять в теруправления ЦБ всю имеющуюся информацию о клиентах, проводящих такие операции, их контрагентах, внешнеторговых контрактах и прочем.

Для чего регулятору эта непрофильная информация и как это поможет борьбе с отмыванием, в письме не поясняется. По сведениям «Ъ», на базе этих данных ЦБ рассчитывает составить собственное мировоззрение о объеме у банка таковых операций и его вовлеченности в их и реагировать на это ужесточением надзора в отношении определенных игроков. «Выходит, что банки нагружают доборной работой для усиления контроля за ними же»,-- рассуждает представитель службы внутреннего контроля банка из топ-100. Меж тем, добавляет глава службы денежного мониторинга банка из топ-20, сведений из отчетности банков, которую получает ЦБ, при определенных усилиях хватило бы, чтоб вычленить «отмывочные» банки.

Такие пробы предпринимались, говорится в отчете Росфинмониторинга за 2012 год: «Вместе с Банком Рф проанализировано выше 100 банков, из их по 73 материалы ориентированы в правоохранительные органы». Им должен быть адресован основной вопросец - о конечном итоге той большой работы, в какой ЦБ вынуждает участвовать банки, считают банкиры. Вообщем, в правоохранительных органах обвинения в бездействии отторгают. Сотрудники МВД занимаются данной нам неувязкой, сказал источник «Ъ» в МВД.

«Мы тесновато тут взаимодействуем с Росфинмониторингом, крайнее совместное совещание на данную тему прошло практически на днях. По всем предоставленным нам фактам ведется работа, в том числе и с сотрудниками из Белоруссии,-- объяснил он.-- А именно, мы с их помощью уже установили, что белорусские конторы к тем махинациям с выводом средств, о которых мы располагаем информацией, дела не имеют,-- их наименования употребляются для прикрытия». О конечных результатах работы говорить пока рано, уточнил собеседник «Ъ», но по этому направлению она «однозначно ведется, и чрезвычайно активно».

Ольга Шестопал, Светлана Дементьева, Олег Сапожков, Александр Игорев





Состояние прοмышленнοсти, развитие прοизводства, эκонοмиκа и финансы. © Blagosklonno.ru